Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

426033, Удмуртская Республика,
г. Ижевск, ул. Кирова, 46
Телефон/факс: (3412) 43-23-11, 43-34-96
Электронная почта: fguz@cgeudm.su

Сложно-бытовая техника

    Приобретая сложно-бытовую технику (например, бытовую радиоэлектронную аппаратуру, средства связи, вычислительную и множительную технику, музыкальные товары, электробытовые приборы, бытовое газовое оборудование и д.р.) необходимо знать некоторые особенности:

    1. Придя в  магазин, покупатель (потребитель) должен обратить внимание на образцы сложно — бытовой техники, которая  предлагается продавцом для продажи.  
    2. Сложно — бытовая техника должна быть размещена в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики. 
    3. Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с покупателем, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара. Если стоимость сборки и (или) установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно.  При доставке технически сложного товара бытового назначения на дом покупатель обязательно должен произвести внешний осмотр товара, проверить наличие необходимых комплектующих, инструкции по эксплуатации, в противном случае у покупателя могут возникнуть проблемы доказательства о наличии механических повреждений и некомплектности товара.
    4. Продавец должен предоставить полную и достоверную информацию о приобретаемой сложно — бытовой технике. Так, в п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей) определено, что информация  в обязательном порядке должна содержать:
    • сведения об основных потребительских свойствах товаров;
    • цену в рублях и условия приобретения товаров;
    • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
    • срок службы: для бытовой техники понятие «срок службы» является довольно существенным, поскольку покупаются подобные товары на длительное время, с надеждой на долгую и надежную эксплуатацию. Срок службы – это  период в течение, которого изготовитель обязуется обеспечивать возможность  использования товара  по назначению,  нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Фактический срок службы техники (т.е. срок, в течение, например которого холодильник бесперебойно работает или подвергается незначительному  ремонту) определяется многими факторами, но наиболее важный из них — правильность установки и соблюдение правил эксплуатации. При неправильной установке и эксплуатации техника не только быстро выходит из строя, но и создает угрозу жизни и безопасности людей. Продолжительность срока службы определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться аналогичные товары разных производителей с разными заявленными сроками службы;
    • гарантийный срок если он установлен (период в течение, которого в случае обнаружения в сложно — бытовой технике (далее — товар)  недостатков  продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара). Покупателю следует учесть, что   в  случае обнаружения недостатка в течение гарантийного срока, он не должен ничего доказывать по поводу причин возникновения недостатков.  Если продавец не согласен с требованиями покупателя,  то обязан доказать, что недостатки возникли после передачи изделия покупателю из-за нарушения покупателем правил пользования, хранения или транспортировки изделия, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Если продавец не докажет, то обязан выполнить требования покупателя. Если гарантийный срок не установлен или недостаток обнаружен после его окончания, но в пределах двух лет со дня продажи, доказывать, что этот недостаток возник до передачи изделия покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, обязан покупатель.
    • сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий. В случае если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя  или становятся непригодными для использования по назначению;
    • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя ,
    • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров.

    Кроме того, если приобретаемая сложно-бытовая техника покупателем была в употреблении или в ней устранялся недостаток (недостатки), покупатель также должен быть поставлен продавцом в известность об этом.В силу п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей перечисленная информация о товаре может отражаться в технической документации, прилагаемой к товару. При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).

    Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, содержащий  следующие сведения:

    • наименование товара и продавца;
    • дата продажи, артикул, сорт и цена товара;
    • а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

    Что такое недостаток товара?

    Недостаток товара — несоответствие товара  или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец  был поставлен в известность Покупателем при заключении договора. 

    В соответствии со ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 в случае обнаружения недостатков  потребитель (в случае, если они не были оговорены продавцом), вправе:

    • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
    • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
    • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
    • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
    • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.  

    При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. 

     В отношении технически сложного товара:

    • холодильники,
    • стиральные машины автоматические,
    • персональные компьютеры и другие товары, указанные  в перечне, который  утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575, покупатель, в случае обнаружения в нем недостатков вправе:
    • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;
    • предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,  в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

    По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев обнаружение существенного недостатка товара, нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара или невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.  Перечисленные требования по поводу недостатков в изделии можно предъявить не только в случае обнаружения их в течение гарантийного срока, но и после его окончания, но в пределах двух лет со дня продажи.

    Разрешение спорной ситуации между Покупателем и Продавцом

    Любая спорная ситуация может быть разрешена безконфликтно.  Продавец, также заинтересован в разрешении спора.

    Продавец не обязан возвращать деньги (или менять товар) сразу.

    Для рассмотрения и удовлетворения  требований у него есть от 7 до 30 дней:

    • возврат денег — 10 дней.
    • соразмерное уменьшение стоимости и возмещение расходов на устранение недостатка третьими лицами — 10 дней.
    • замена товара — 7 дней, если проводится экспертиза — 20 дней, если товара на замену нет на складе — 30 дней.
    • безвозмездное устранение недостатка (ремонт) — устанавливается по соглашению сторон но не более 45 дней. Не соглашайтесь на 45 дней, если этот срок неразумен.

      Порядок действий Покупателя:
    • подготовить и вручить претензию Продавцу;
    • дождаться истечения срока на рассмотрение претензии;
    • в случае отказа попытаться провести устные переговоры, вежливо и корректно, пытаясь дать понять, что свое право Вы будете, если необходимо отстаивать в суде.  Вашим аргументам прибавляется: неустойка за каждый день просрочки выполнения требований — 1% от суммы товара; возможность заявить требование о расторжении договора и возврате денег; требование о компенсации морального вреда; требование о компенсации будущих убытков (расходов на юридическую помощь по заявлению иска).
    • в случае  отказа Продавца решить вопрос досудебном порядке  необходимо понимать, что единственным способом возврата денежных средств или возмещения убытков является суд.

    Структура

    Услуги

    © 2006–2024, ФБУЗ «Центр гигиены и
    эпидемиологии в Удмуртской Республике»,
    Создание сайта — Центр Высоких Технологий
    Главная Контакты Карта сайта