Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

426033, Удмуртская Республика,
г. Ижевск, ул. Кирова, 46
Телефон/факс: (3412) 43-23-11, 43-34-96
Электронная почта: fgus@cgeudm.su

Жилищно-коммунальные услуги

Предоставление жилищно-коммунальных услуг регулируется большим количеством нормативно-правовых актов, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

      В первую очередь  следует руководствоваться:

— Жилищным кодексом Российской Федерации.

— Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

— Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

— Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа».

—   Гражданским кодексом Российской Федерации.

 — Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» 

 — Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

 — Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» иные нормативные правовые акты.

—   Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

       Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются граждане,  использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

       Исполнителем жилищно — коммунальных услуг  является организация любой формы собственности, организационно   правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

      Коммунальные услуги — деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.

       Коммунальные ресурсы — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

        Норматив потребления коммунальных услуг — месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.   

       Жилое помещение — изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

      Внутридомовые инженерные системы – инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и  расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

      Коммунальные услуги надлежащего качества — коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

      Норматив потребления коммунальной услуги — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;

        Общий (квартирный) прибор учета — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире

       Распределитель — устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;

      Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);

      Централизованные сети инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);

      Степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома — качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Выбор способа управления многоквартирным домом

      В соответствии ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.  

 Согласно п. 3 ст.161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно:

     1.    непосредственно собственниками в многоквартирном доме  (ст.164 ЖК РФ);

     2.    товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом (ч.1 ст. 135 ЖК РФ);

      3.    управляющей организацией (следует отметить, что при выборе управляющей организации третьего способа управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, ч.1  ст. 162 ЖК РФ).

Предоставление потребителю  полной и  достоверной  информации

Информация должна в обязательном порядке  содержать наименование исполнителя, его место нахождения, сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя.

     В предоставляемой информации также должны присутствовать адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов), размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, порядок и форма оплаты коммунальных услуг, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, а также информация о настоящих Правилах, сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.

Согласно п. 13 ст. 155 Жилищного Кодекса  РФ управляющая организация обязаны информировать в письменной форме  собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Заключение договора об  управлении многоквартирным домом

       Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Элементами договора управления многоквартирным домом являются стороны договора, предмет договора, цена, срок, форма и содержание, включающие права и обязанности сторон.

    Сторонами договора управления многоквартирным домом являются: исполнитель соответствующих работ и услуг — управляющая организация; заказчик — собственники помещений в многоквартирном доме, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.

   Основанием предоставления коммунальных услуг являются возмездные договоры.

Действующее законодательство устанавливает схему договорных отношений в сфере оказания коммунальных услуг, выделяя при этом два вида договоров:

      — договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый между потребителем и исполнителем;

  — договор о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемый между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией.

Основные обязанности исполнителя при предоставлении коммунальных услуг гражданам

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354

«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам

пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

К числу основных обязанностей исполнителя коммунальных услуг следует отнести:

— предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителя и не причиняющих вреда его имуществу;

— своевременное устранение аварий и выполнение заявок потребителя;

— составление по требованию потребителя актов о наличии перерывов при предоставлении коммунальных услуг и (или) о ненадлежащем качестве коммунальных услуг;

— правильное оформление и своевременное вручение потребителям документов, необходимых для оплаты потребленных коммунальных услуг.

Согласно п.31 Правил, исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уменьшения размера (перерасчета) платы за соответствующую коммунальную услугу в порядке, предусмотренном указанными Правилами.

Правила подробно регулируют порядок оплаты коммунальных услуг потребителем.

Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций. При наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета.             

Жилищный кодекс РФ устанавливает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная обязанность является одной из основных обязанностей потребителя.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Законом установлено, что для своевременной оплаты потребителю не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, должны быть представлены платежные документы. Однако договором управления может быть установлен и иной срок.

Статья 154 ЖК РФ определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ответственность жилищно-коммунальных служб!!!

      За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Однако исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Нормативно-правовые акты противодействия коррупции

Услуги

© 2006–2020, ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Удмуртской Республике»,
Создание сайта — Центр Высоких Технологий
Главная Контакты Карта сайта