Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

426033, Удмуртская Республика,
г. Ижевск, ул. Кирова, 46
Телефон/факс: (3412) 43-23-11, 43-34-96
Электронная почта: fguz@cgeudm.su

Риэлтерские услуги

    В последнее время российский рынок недвижимости стал развиваться быстрыми темпами. Крупные российские города «обновляются», и, как следствие, растет количество риэлтерских  фирм  как крупных, так и мелких.

    Риэлтерские фирмы — юридические лица, являющиеся профессиональными посредниками на рынке купли-продажи жилья. К функциям риэлторов относятся подбор вариантов купли-продажи жилья для заемщиков и продавцов жилья, помощь в заключении сделок по купле-продаже, организация продажи жилья по поручению других участников рынка жилья, участие в организации проведения торгов по реализации жилья, на которое обращено взыскание…».

    Риэлтор (англ. realtor) — торговец недвижимостью, агент по продаже недвижимости.

    Заказчик – человек (потребитель), приобретающий квартиру для удовлетворения личных, семейных, бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

    Существует несколько видов риэлтерской деятельности (отдельные виды услуг риелторов), в частности:

    1. деятельность риелтора в качестве агента или поверенного;
    2. деятельность риелтора в качестве брокера;
    3. деятельность риелтора в качестве дилера;
    4. деятельность риелтора в качестве посредника при заключении сделок с недвижимым имуществом или правами на него между третьими лицами;
    5. деятельность риелтора по организации торговли недвижимым имуществом;
    6. деятельность риелтора по созданию отдельных объектов недвижимого имущества с целью последующей их продажи, передачи в возмездное пользование;
    7. деятельность риелтора по доверительному управлению недвижимым имуществом;
    8. деятельность риелтора по предоставлению консультационных услуг, услуг по изучению конъюнктуры рынка, иных возмездных услуг, сопутствующих гражданскому обороту недвижимого имущества.

    Права и обязанности потребителя риэлтерских услуг (клиента) регулируются общими положениями Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г., Гражданским кодексом  РФ по обязательствам возмездного оказания услуг, обязательствам агентирования, комиссии и поручительства, а также договорами, заключенными между клиентом и риэлтерской фирмой.  

    Риэлтор (исполнитель) предоставляет полную информацию о представляемых услугах.  Когда Потребитель только обращается к исполнителю, не заключив с ним договор на оказание риэлтерских услуг, то Исполнитель разъясняет Потребителю весь комплекс услуг, которые ему можно представить, исходя из требований Потребителя. При этом могут оговариваться примерные сроки выполнения услуг и их стоимость.  Потребителю важно обратить внимание на предмет услуг, которые должен представить Исполнитель. Если, например, Потребителю нужно купить однокомнатную квартиру в центре города (желательно на каких-то конкретных улицах), расположенную на третьем этаже, то в договоре обязательно необходимо подробно описать все эти нюансы, в противном случае Исполнитель будет считаться надлежаще исполнившим свои договорные обязательства, даже если не учтет пожелания своего Потребителя. А Потребитель будет обязан принять все исполненное по договору Исполнителя и оплатить его услуги. Поэтому все «пожелания» Потребителя о месте расположения квартиры (или, например, куда должны выходить окна) должны остаться не устными пожеланиями, а быть записанными в договоре на оказание риэлтерских услуг.

    Договор оказания риэлтерских услуг — исполнитель  обязуется по заданию потребителя оказать услуги (осуществить деятельность в качестве агента или поверенного, в качестве комиссионера, посредника при заключении сделок с недвижимым имуществом или правами на него между третьими лицами, по доверительному управлению недвижимым имуществом, по предоставлению консультационных услуг, услуг по изучению конъюнктуры рынка, иных действий, сопутствующих гражданскому обороту недвижимого имущества), при совершении гражданско-правовых сделок с объектами недвижимости и правами на них на рынке недвижимости, а потребитель — обязуется оплатить эти услуги.

    Срок действия договора

    Лучше всего, если договор заключается на определенный срок (1 или 2 месяца). Если в течение указанного в договоре срока исполнитель не выполняет его условия, то потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

    Цена риэлторских услуг

    Цена услуг и расчеты могут быть прописаны как в самом договоре, так и в приложении к договору. Прежде чем подписывать договор или приложение, внимательно их прочитайте.

    В некоторых агентствах за оказание услуг могут брать предварительную плату. Эти деньги могут являться либо авансом, либо задатком. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

    Ответственность сторон

    Если за неисполнение договора ответственен Заказчик (потребитель), то задаток останется у исполнителя. При неисполнении договора по вине Исполнителя,  выплачивается двойная сумма задатка. Если деньги были внесены в качестве аванса, то при расторжении договора, независимо от того, по чьей инициативе происходит расторжение, эта сумма должна быть возвращена.

    Стоит подчеркнуть, что каждая сторона (как Заказчик, так и Исполнитель) вправе требовать исполнения только тех обязательств, которые были изначально зафиксированы в договоре. Поэтому обращаем внимание еще раз: внимательно читайте договор!

    Если Вас что-то не устраивает, требуйте внести в него свои дополнения. Если агентство отказывается — меняйте агентство.

    Согласно ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если при заключении данного договора по подбору объекта недвижимости исполнитель не предоставил достоверную информацию по необходимым объектам, то заказчик (потребитель) вправе потребовать:

    • безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге
    • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги
    • отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем или при обнаружении существенных недостатков услуги.

    Выбранное потребителем одно из требований, указывается в претензии.

    Защита нарушенных прав потребителя в досудебном  порядке

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании  риэлтерских услуг, потребитель до обращения в суд  вправе предъявить исполнителю  претензию.  В претензии указывается фамилия, имя, отчество, адрес потребителя, наименование Исполнителя, к которому предъявляется претензия, дата предъявления, обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие требования Потребителя, сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке. В претензии также указываются ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы, перечень прилагаемых документов, иные сведения, которые Потребитель считает существенными.

    Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку. Ответ на претензию дается в письменной форме В ней указываются при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии указываются обоснованные мотивы отказа.

    Нормативно-правовые акты противодействия коррупции

    © 2006–2024, ФБУЗ «Центр гигиены и
    эпидемиологии в Удмуртской Республике»,
    Создание сайта — Центр Высоких Технологий
    Главная Контакты Карта сайта