Платные медицинские услуги чрезвычайно востребованы населением. Однако к их качеству у потребителей бывают обоснованные, а иногда и не очень обоснованные претензии, которые довольно часто перерастают в конфликтные ситуации.
В настоящее время оказание медицинских услуг населению в Российской Федерации на возмездной основе медицинскими учреждениями регулируется следующими нормами:
- Конституцией РФ;
- Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ);
- Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 , Законом РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. №27 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.
Гражданам должна быть предоставлена бесплатная, доступная и достоверная информация, включающая в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих медицинские услуги.
В соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан, лечащие врачи, оказывающие платные медицинские услуги, должны хранить врачебную тайну. Информация о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется письменным договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Потребители (далее — Пациент), пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
- оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
- выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений. При этом следует учесть, что исполнитель обязан выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей предусмотрены (п.1 ст.29) определенные правовые последствия в случае ненадлежащего качества выполненных работ или оказанных услуг.
Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе имеет право требовать от исполнителя:
- безвозмездного устранения недостатков;
- соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы (услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
- возмещения понесенных потребителем расходов на исправление недостатков своими силами или третьим лицом.
При возникновении между пациентом и исполнителем споров по поводу недостатков выполненной работы или вызвавших их причин по требованию любой из сторон может быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет исполнитель, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений лечебного учреждения условий договора или причинной связи между действиями учреждения и обнаруженными недостатками.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.
Защита нарушенных прав потребителя в несудебном порядке
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании медицинских услуг, потребитель (пациент) до обращения в суд вправе предъявить исполнителю претензию. В претензии указывается фамилия, имя, отчество, адрес пациента, наименование медицинского учреждения, к которому предъявляется претензия, дата предъявления, обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие требования пациента, требования заявителя, сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке. В претензии также указываются ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы, перечень прилагаемых документов, иные сведения, которые пациент считает существенными.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку. Претензия рассматривается в течение 30 дней. Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя лечебного учреждения. В нем указываются при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии указываются обоснованные мотивы отказа.
Порядок возмещения вреда, причиненного пациенту, регулируется рядом законодательных актов (ст.1064 — 1101 ГК, ст.14, 15 Закона о защите прав потребителей и т.д.).
Защита нарушенных прав Потребителя в судебном порядке
Исковое производство — это урегулированная нормами гражданского процессуального законодательства деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров о праве или охраняемом законом интересе, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений.
Истец– это лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
Ответчик– лицо, к которому предъявлено исковое требование, то есть лицо, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права и охраняемые законом интересы.
В исковом заявлении (заявлении) должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается заявление;
- наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
- наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
- в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
- сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Заявление подписывается истцом или его представителем, в случае если такое полномочие последнего прямо выражено в выданной ему доверенности.
Указание адресов сторон и других участвующих в деле лиц имеет существенное значение для определения подсудности дела, а также для направления судебных повесток и извещений.
Иски о защите прав потребителей могут подаваться в суд:
- по месту нахождения Потребителя (Истца);
- по месту нахождения Исполнителя (Ответчика);
- по месту заключения Договора на оказание медицинских услуг.
|