В Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) по вопросам защиты прав потребителей в августе 2023 года поступило 212 обращений.
Наибольшее количество обращений составили жалобы о нарушениях прав потребителей в сфере розничной торговли (55% от общего числа). Вопросы нарушений в сфере оказания услуг составили 45% от общего числа.
Основная часть обращений на нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли приходится на продажу товаров дистанционным способом (20 обращений).
Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (услуг) дистанционным способом в сети «Интернет» являются:
— не доставили заказ при предварительной оплате товара;
— нарушение срока возврата денежных средств за некачественный товар;
— в интернет-магазине «Wildberries» нет возможности отказаться от товара до момента его получения;
— списание денежных средств за доставку некачественного товара;
— товар не соответствует характеристикам, заявленным при оформлении заказа.
По результатам рассмотрения обращений всем заявителям даны разъяснения законодательства и алгоритма действий, в том числе, в случае защиты их нарушенных прав в суде.
В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по результатам рассмотрения обращений граждан хозяйствующим субъектам объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей, которые приводят к нарушениям:
— абз. 2 п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), согласно которому в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара;
-п.1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» — изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для справки:
Возврат товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом продажи, возможен при соблюдении следующих условий. В соответствии ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», покупатель вправе отказаться от товара, приобретённого дистанционным способом в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о 7-дневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель будет вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (возврат будет возможен, при условии сохранении товарного вида, потребительских свойств, а также документов, подтверждающих факт и условия покупки).
При приобретении товара посредством дистанционной торговли ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— отказ от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками;
— полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
|