Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

426033, Удмуртская Республика,
г. Ижевск, ул. Кирова, 46
Телефон/факс: (3412) 43-23-11, 43-34-96
Электронная почта: fguz@cgeudm.su

Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» — 30 лет!

Главная » Инфо-центр » Новое на сайте » Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» - 30 лет!

    Сегодня исполняется 30 лет Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее также – Закон).

    Закон, установивший основные гарантии экономических прав граждан, был принят в сложное время, когда рыночные отношения только зарождались. За месяц до принятия Закона началась масштабная экономическая реформа, провозглашена либерализации цен, объявлена свобода торговли, что привело к началу нового этапа в жизни многих людей — наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами.

    Несмотря на наступившее время бурных перемен, Закон «О защите прав потребителей» впервые закрепил базовые права потребителей и позволил сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей. Уже более 30 лет этот Закон ежедневно на практике доказывает свою действенность и жизнеспособность. По данным ВЦИОМ  большинство россиян (69%) знают, что их потребительские права защищены законом.

    Закон «О защите прав потребителей» остается самым «народным», потому что это единственный нормативный правовой акт, который изначально был написан для защиты имущественных интересов граждан в сфере торговли и оказания услуг.

    При этом он не только постоянно дополняется новыми положениями, призванными максимально соответствовать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях, но и систематически «прирастает» новыми нормативными правовыми актами, включая специальные законы, регулирующие правоотношения с участием потребителей в отдельных сферах обслуживания.

    Как результат – в настоящее время в российской правовой системе законодательству о защите прав потребителей отводится важнейшая роль. При этом по мере его развития и совершенствования создаются дополнительные условия для эффективной реализации Российской Федерацией в этой сфере общественных отношений функций социально-ответственного государства, политика которого согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

    Мощный импульс развития институтов, стоящих на страже интересов потребителей, был получен после того, как в 2017 году (тоже юбилейном для Закона) Президентом Российской Федерации В.Путиным было дано более 20 поручений, исполнение которых существенно преобразило национальную систему защиты прав потребителей.

    Так, Закон «О защите прав потребителей» отреагировал на развитие цифровой экономики и урегулировал деятельность электронных торговых площадок (агрегаторов информации о товарах и услугах), наделив их обязанностями и ответственностью по отношению к потребителям. Базовые идеи Закона проникают в смежные законы и кодексы. В арсенале потребителей появился новый инструмент, упрощающий доступ к правосудию – групповой (коллективный) иск. Большое внимание было уделено принятию требований, направленных на повышение легкочитаемости информации на упаковке товаров. В сфере финансовых услуг появился специальный институт уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг, который помогает десяткам тысяч граждан разобраться с проблемами выплат по страховкам или начислениями по кредитам и микрозаймам. Во многие публичные правила оказания услуг включены требования об обязанности продавца и исполнителя услуг ответить на претензию потребителя, тем самым повышаются гарантии граждан на обратную связь от предпринимателя.

    Закрепляя основные права потребителей и определяя механизм их защиты, Закон «О защите прав потребителей» одновременно устанавливает фундаментальные принципы, гарантии и презумпции, а также систему органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формируют национальную систему защиты прав потребителей.

    Как полномочный орган, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, Роспотребнадзор поздравляет всех своих коллег – участников национальной системы защиты прав потребителей, а также всех потребителей с 30-летним юбилеем становления законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, ставшего неотъемлемой частью российской правовой системы, основу которой всецело определяет защита прав и свобод человека и гражданина.

    Конкурсы

    Нормативно-правовые акты противодействия коррупции

    © 2006–2024, ФБУЗ «Центр гигиены и
    эпидемиологии в Удмуртской Республике»,
    Создание сайта — Центр Высоких Технологий
    Главная Контакты Карта сайта