Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации

426033, Удмуртская Республика,
г. Ижевск, ул. Кирова, 46
Телефон/факс: (3412) 43-23-11, 43-34-96
Электронная почта: fgus@cgeudm.su

В связи с поступающими вопросами от работодателей об обязательной вакцинации 80 % работников учреждений, определённых Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике, руководитель выступает с разъяснениями.

Главная » Инфо-центр » Новое на сайте » В связи с поступающими вопросами от работодателей об обязательной вакцинации 80 % работников учреждений, определённых Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике, руководитель выступает с разъяснениями.

В связи с поступающими вопросами от работодателей об обязательной вакцинации 80 % работников учреждений, определённых Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике, руководитель выступает с разъяснениями.

08.10.2021

Данный пресс-релиз подготовлен с учетом совместных разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных Письма Роспотребнадзора от 01.07.2021 N 02/13118-2021-31 «О работе по разъяснению постановлений главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации о введении обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции»

1. Обязан ли работодатель организовать вакцинацию от COVID-19 работников, сотрудников, входящих в перечень сфер, утвержденных Постановлением?

Да. В силу требований федерального законодательства руководители организаций, индивидуальные предприниматели (далее – работодатели) в период эпидемиологического благополучия обязаны обеспечить проведение вакцинации работников, сотрудников от COVID-19 в сроки, установленные Главным государственным санитарным врачом по Удмуртской Республике.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), ст. 10 Федерального Закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее — Закон № 157-ФЗ), п. 66 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115) Главным государственным санитарным врачом по Удмуртской Республике принято постановление от 05.10.2021 № 2 (с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 08.10.2021 № 3), предусматривающее проведение обязательной вакцинации отдельных групп населения по эпидемическим показаниям.

В силу ст. 10, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, а также работодатели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При этом работодатели обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. К таким мероприятиям относятся, в том числе и профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 25, п. п. 1 и 3 ст. 29, ст. 35 Федерального Закона № 52-ФЗ).

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется работодателями, в частности, путем осуществления программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, которые доступны для всех граждан и проводятся бесплатно (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ), п. 2 ст. 4 Закона № 157-ФЗ). Прививки от COVID-19 включены в национальный календарь профилактических прививок, утвержденный Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н (далее – НК).

Также, согласно ч. 1 ст. 209, ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить безопасные для работников условия труда и охраны труда, в том числе и путем проведения санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, т.е. организационных, административных, медико-санитарных и иных мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и их ликвидацию.

2. На основании каких требований будет осуществляться отнесение сферы деятельности юридического лица к перечисленным в пункте 1 постановления, в частности – торговля (ОКВЭД/ОКОНХ, иные критерии)?

В постановлении определяется категория лиц, которые по сфере своей деятельности имеют высокий уровень эпидемиологических контактов и участвуют в цепочке передачи вирусов.

В связи с высоким уровнем заболеваемости среди работников промышленных предприятий (281,4 на 100 тыс. населения, выше заболеваемости среди совокупного населения Удмуртской Республики в 2,5 раза), пищевой промышленности (335,5 на 100 тыс. населения, выше заболеваемости среди совокупного населения Удмуртской Республики в 2,9 раза), низким уровнем вакцинации среди данной категории работников (33%), решением оперативного штаба при Правительстве Удмуртской Республике по предотвращению новой коронавирусной инфекцией от 04.10.2021 в соответствии с п. 8 Порядка проведения граждан профилактических прививок (Приложение № 2 Приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н) изменены уровни приоритета при вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

При этом под промышленным производством (промышленностью) понимается определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений (ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», разделы В, С, D, E Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).

Под транспортом общего пользования, указанным п.1 Постановления понимается исключительно общественный транспорт и такси (пассажирский транспорт), предусматривающий контакт сотрудников с гражданами-пассажирами.

3. В постановлении указана цифра 80% вакцинированных от общей численности сотрудников. Кто имеется в виду – только вакцинированные?

Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим в том числе могут относиться работники:

¾    направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

¾    на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

¾    находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

¾    обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¾    не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

¾    находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

Сотрудники, работающие удаленно (дистанционно) и самозанятые, привлеченные на основании договоров, включаются в общий штат при определении процента вакцинированных.

4. Кому положен медицинский отвод, то есть, кто из работников не подлежит обязательной вакцинации.

Постановление не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 3,4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».

Перечень заболеваний и состояний для медицинского отвода от проведения прививки против COVID-19 небольшой. Врачи рекомендуют временно отложить прививку при острых инфекционных заболеваниях, обострении серьезных хронических заболеваний, при жизнеугрожающих и неотложных состояниях. Как правило, в таком состоянии люди находятся на больничном или даже на госпитализации и вряд ли могут продолжать работу. Основанием для медицинского отвода также является беременность и перенесенная менее 6 месяцев назад коронавирусная инфекция. Такие работники не подлежат обязательной вакцинации.

В перечне медицинских противопоказаний для вакцинации наличие антител не значится. Кроме того, в настоящее время не существует как единой отработанной методики измерения уровня антител, достаточного для создания у человека иммунитета, так и системы оценки эффективности и быстроты адаптации антител к мутирующим штаммам вируса.

5. Как будет осуществляться контроль за исполнением работодателями постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05.10.2021 № 2?

Контроль за исполнением работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет осуществляться в рамках плановых и внеплановых проверках, а также при проведении эпидемиологических расследований для установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

6. Какие санкции ожидают работодателя, в случае не соблюдения требования о количестве вакцинированных сотрудников и (или) не предоставления отчета о вакцинации сотрудников?

В силу ч. 2,3 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий предусмотрено административное наказание в виде штрафа или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

7. Что имеется в виду в п. 7.2 Постановления: «оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сотрудников»?

Работодателю рекомендуется:

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок, указав в приказе

сведения о необходимости вакцинации;

сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;

порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;

порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;

информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа
от прохождения вакцинации;

должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации
и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом
под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано
или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы
в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

Нормативно-правовые акты противодействия коррупции

Санитарно-химические и бактериологические исследования

© 2006–2020, ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Удмуртской Республике»,
Создание сайта — Центр Высоких Технологий
Главная Контакты Карта сайта