Управление Роспотребнадзора по УР дает рекомендации для потребителей при осуществлении онлайн покупок на маркетплейсах
25.05.2023
За прошедший период 2023 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике и в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Удмуртской Республике» поступило 75 обращений с жалобой на дистанционную торговлю (Wildberris, Ozon, Сбермаркет, Яндекс Маркет и др.), все обращения рассмотрены.
Основные темы жалоб граждан были:
— правомерно ли маркетплейсы списывают денежные средства за доставку при возврате качественного/некачественного товара:
— расторжение договора купли-продажи предварительно оплаченного товара продавцом в одностороннем порядке;
— изменение цены товара;
— нарушение сроков доставки товара;
— отказ в возврате денежных средств.
По результатам рассмотрения обращений Управлением в адрес маркетплейсов и продавцов вынесено 21 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований. Хозяйствующим субъектам предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований действующего законодательства (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров…».
Специалистами Управления была оказана помощь потребителям в составлении претензий с изложением требований в адрес продавцов. В 50% случаев рассмотрении претензий споры решены в досудебном порядке (требования потребителей удовлетворены) в полном объеме.
Дополнительно Управление напоминает, что согласно п.4 ст. 26.1 Закона № 2300-1 возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Продавец должен возвратить денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара. Таким образом взимание платы за доставку при отказе от качественного товара интернет-магазином правомерно.
Что касается вопроса изменения цены товара. В соответствии абз. 4 п.2 п.2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» — информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Таким образом, изменение цены товара продавцом, нарушение срока доставки товара, а также расторжение договора купли-продажи предварительно оплаченного товара продавцом в одностороннем порядке недопустимо.
В случае если у Вас списали денежные средства за возврат некачественного товара, продавец расторг договор в одностороннем порядке, нарушил сроки доставки, изменил стоимость товара, а также отказывается в возврате денежных средств, рекомендуем Вам написать претензию в адрес продавца с подробным описанием и изложением Ваших требований.
В случае неполучения ответа, либо отказа в удовлетворении Ваших требований, то вопрос возврата денежных средств носит имущественный характер и решается исключительно в судебном порядке (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для помощи в составлении искового заявления Вы можете обратиться в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» (г. Ижевск, ул. Кирова, 46, телефон 504-554, Е-mail: fgus@cgeudm.su) с приложением всех относящихся к делу документов.
В соответствии с ч.8 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ Управление готово дать заключение в целях защиты прав потребителей в суде.
|