С 1 июля 2020 года вводится обязательная цифровая маркировка лекарств, обуви, сигарет и папирос. С этой даты продавать обувь и табачные изделия без кодов Data Matrix запрещено. Произведенные до 1 июля и не маркированные лекарственные препараты могут продаваться или использоваться до истечения срока годности.
Табачная продукция — это табачное изделие, упакованное в потребительскую тару;
Под вводом табачной продукции в оборот понимается:
— при производстве табачной продукции на территории Российской Федерации — первичная возмездная или безвозмездная передача табачной продукции от производителя табачной продукции новому собственнику либо иному лицу с целью ее отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает ее доступной для распространения и (или) использования;
— при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации (за исключением табачной продукции, ввозимой из государств — членов Евразийского экономического союза) — выпуск таможенными органами для внутреннего потребления табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;
— при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации в отношении табачной продукции, ввозимой из государств — членов Евразийского экономического союза, — ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, табачной продукции в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 года №224 утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции.
Маркировка продукции — это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), который позволяет контролирующим органом и покупателем получить полную информацию о товаре. Чтобы убедиться в легальности товара, нужно просканировать код маркировки с помощью приложения Честный ЗНАК. Оно доступно бесплатно для смартфонов на системе iOS и Andriod.
Согласно ст. 4 Технического регламента на табачную продукцию табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. При этом реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
Маркировка остатков табачных изделий, продаваемых до 1 июля 2020 года закон не требует. Магазины имели право продавать немаркированные пачки до 1 июля 2020 года.
Табачные изделия маркирует только производитель. Код наносят под полиэтиленовую упаковку на производственных линиях, сделать вручную в магазине это невозможно. Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.
Ответственность производителя за ненадлежащую маркировку.
В соответствии ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство табачной продукции без маркировки влечёт за собой штраф от 5 до 10 тысяч рублей (для предпринимателя). Для компании эти суммы будут выше – от 50 до 300 тысяч рублей. Также все немаркированные табачные изделия будут конфискованы.