|
Консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей, ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» поступают многочисленные обращения граждан по возврату денежных средств за авиабилеты по воздушной перевозке при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации. В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» (далее — Закон).
Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: 1. Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), 2. Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), 3. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), 4. Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) 5. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее — Положение, утвержденного Постановлением Правительства N 991 от 06.07.2020 года). В соответствии пунктами 5, 7, 8, 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 991 от 06.07.2020 года, перевозчик обязан принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки. Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту, или получения дополнительных услуг пассажир направляет перевозчику уведомление. Пассажир вправе направить уведомление как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Пунктами 7,8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 991 от 06.07.2020 года, регулируется оформление уведомления пассажиром о переносе даты воздушной перевозки и изменения маршрута. Для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление. Перевозчик обязан обеспечить прием уведомлений от пассажиров на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Пассажир имеет право на выбор любого из способов направления указанного уведомления. Пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
В уведомлении указываются: — фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, — реквизиты документа, удостоверяющего личность, — дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, — способ информирования пассажира (по электронной почте, оповещение по мобильному телефону, посредством почтового отправления или иным способом в соответствии с правилами перевозчика), дата направления уведомления.
В случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата должна быть возвращена пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (согласно пункту 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991). Правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на пассажиров, признанных инвалидами I или II группы, на ветеранов Великой Отечественной войны, на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, а также на членов многодетной семьи. Указанные категории пассажиров имеют право на возврат провозной платы в течении 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. При этом указанное заявление может быть подано как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и после нее (пункт 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991). В заявлении о возврате денежных средств за авиабилет указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих особый статус лица, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (в частности, на банковскую карту, наличными денежными средствами), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления (пункт 10 Положения N 991). Важно знать! Вышеуказанный порядок переноса сроков и маршрутов по авиасообщению и (или) возврата денежных средств есть исключения. В частности, вышесказанное Положение не применяется в отношении чартерных рейсов и договоров воздушной перевозки, заключенных после 01.05.2020 года (основание п. п. 1, 2, 10 Положения N 991).
Консультационный материал Юрисконсульт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» Л.И. Максимова
|
|