Честный знак — это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код DataMatrix гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы — повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами.
Для сканирования кода DataMatrix разработано бесплатное мобильное приложение “Честный ЗНАК”.
Обязательная маркировка вводится постепенно: каждый год под неё попадают новые категории товаров.
Товары, подлежащие обязательной маркировке в 2023 году
o Товары из натурального меха;
o никотинсодержащая продукция;
o альтернативная табачная продукция;
o табачная продукция;
o пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива и слабоалкогольные напитки, упакованные в кеги;
o лекарственные препараты для медицинского применения;
o обувные товары;
o фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки;
o духи и туалетная вода;
o шины и покрышки пневматические резиновые новые;
o предметы одежды, бельё постельное, столовое, туалетное и кухонное;
o молочная продукция;
o упакованная вода.
С помощью кодов производители и продавцы маркированной продукции должны быть зарегистрированы и передавать в государственную информационную систему маркировки товаров (далее – ГИС МТ) «Честный ЗНАК» данные обо всём, что происходит с товаром на пути от производителя до потребителя.
Код маркировки в формате DataMatrix наносится на этикетку, ярлык, упаковку или сам товар. В нём хранятся данные о товаре и защита, которая гарантирует подлинность кода маркировки. Создать уникальный код может только «Честный ЗНАК».
Порядок продажи маркированных товаров
При любом движении товара код маркировки нужно сканировать — и передавать данные в «Честный ЗНАК».
Во время продажи кассир должен отсканировать код маркировки на товаре. Когда пробьётся чек, касса передаст информацию о продаже в «Честный ЗНАК». Так система узнает, что товар вышел из оборота.
В случае, если покупатель возвращает товар, то продавцу нужно будет отсканировать код снова, чтобы оформить возврат. Код автоматически вернётся в оборот, и товар можно будет продавать снова.
Потребитель может сам убедиться, что получил легальный и качественный товар, если отсканирует код в приложении «Честный ЗНАК» на смартфоне.
Как установить мобильное приложение «Честный знак».
Приложение можно найти в Play Маркет (Android) или App Store (iPhone).
Для скачивания в Play Маркет и App Store вводим в строке “Поиск” название приложения “Честный ЗНАК”.
Выбираем приложение с название “Честный ЗНАК — Сканер товаров и проверка качества”.
Нажимаем “Установить” (приложение бесплатное) и ждём загрузку приложения.
Находим приложение “Честный ЗНАК” в меню мобильного телефона.
Листаем функции приложения с помощью кнопки ПРОДОЛЖИТЬ.
Далее проходим авторизацию в приложении. Выбираем удобный нам способ регистрации.
Можно отсканировать DataMatrix код товара без регистрации. Для этого нажимаем ПРОВЕРИТЬ ТОВАР БЕЗ АВТОРИЗАЦИИ. В таком случаем нам откроется сканер DataMatrix кода, но другие функции приложения будут недоступны.
а) Авторизация через портал государственных услуг. Если у вас уже имеется профиль на госуслугах, то можно авторизоваться через свою учетную запись. Для этого вводим номер телефона/электронную почту/СНИЛС в первой строке и пароль от госуслуг во второй.
б) Авторизация по номеру телефона. Вводим номер телефона и нажимаем ВЫСЛАТЬ КОД. Затем вводим код из пришедшего СМС сообщения.
Когда стоит жаловаться на товар?
Если товары из перечня маркируемых больше не могут продаваться без Data Matrix кода, но вы не находите код на упаковке, или не можете считать его в приложении Честный ЗНАК, нужно сообщить о нарушении.
С помощью кнопки СООБЩЕНИЕ О НАРУШЕНИИ можно отправить информацию в контролирующие органы. Информация должна содержать:
o адрес торговой точки;
o название торговой точки;
o фотографию торговой точки;
o фотографию товара;
o фотографию кассового чека;
o описание нарушения.
Контрольно-надзорные органы в оперативном режиме отслеживают данную информацию и проводят проверку недобросовестных производителей и продавцов.
За пять месяцев 2023г. в адрес Управления через государственную систему маркировки товаров поступило 13 обращений, проведено 122 контрольных (надзорных мероприятий без взаимодействия (КНМ) с хозяйствующим субъектом путем наблюдения за соблюдением обязательных требований в ГИС МТ. По результатам рассмотрения обращений и КНМ Управлением в адрес хозяйствующих субъектов вынесено 116 предостережений с целью недопустимости нарушения обязательных требований законодательства и усиления контроля со стороны должностных лиц за их соблюдением, подготовлено и направлено в суд 4 исковых заявления в защиту интересов неопределенного круга потребителей, иски находятся на рассмотрении.
За консультацией Вы можете обратиться в Консультационный центр ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии», тел. 50-45-54, либо в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, тел. 22-23-06.