Ежегодно 31 мая мировое сообщество отмечает Всемирный день без табака.
Табачная эпидемия является одной из самых значительных угроз для здоровья населения, поскольку в мире зарегистрировано 1,1 миллиарда курильщиков. От последствий употребления табака ежегодно гибнет более 8 миллионов человек. Более 7 миллионов случаев смерти происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 1,2 миллиона — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма.
Вызывает тревогу тот факт, что уже много десятилетий табачные компании применяют изощренные и циничные методы вовлечения молодежи в употребление табачной и никотиновой продукции и тратят на это значительные ресурсы, акцентируя внимание на дизайне продукции, организуя масштабные маркетинговые кампании, призванные обеспечить приток новых, молодых потребителей на смену миллионам людей, ежегодно умирающих от связанных с табаком болезней.
Ответом на систематические, агрессивные и упорные усилия производителей табака и никотина по воспитанию нового поколения потребителей табака во Всемирный день без табака 2020 г. будет проведена антимаркетинговая кампания, призванная побудить молодежь присоединиться к борьбе против большого табачного бизнеса и отказу от потребления табака.
Информационно-пропагандистская кампания Всемирного дня без табака 2020 г. призвана:
— продемонстрировать несостоятельность существующих заблуждений и рассказать о манипулятивных приемах, применяемых производителями табачной и никотиновой продукции, особенно в целях сбыта продукции молодежи, в том числе за счет вывода на рынок новых и оригинальных изделий, использования ароматических добавок и других привлекательных потребительских характеристик;
— дать молодым людям знания о намерениях и тактике табачной и никотиновой индустрии по вовлечению нынешнего и будущих поколений в употребление ее продукции.
Производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью, используя следующие приемы:
— включение в состав табачных и никотиновых изделий привлекательных ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие изделия;
— разрабатывая стильный дизайн и привлекательную форму изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, имеющие форму флеш-карты или конфеты);
— продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений;
— стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами;
— маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди, а также предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин;
— поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции;
— скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях;
— размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним.
В преддверии Всемирного дня без табака 2020 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращается к населению с призывом не допустить, чтобы под предлогом борьбы за свободу личного выбора табачная и никотиновая промышленность обманом вводила в заблуждение молодое поколение, преследуя наживу за счет миллионов людей, которые каждый год платят за это своей жизнью.
Роспотребнадзор призывает лидеров в поп-культуре, социальных сетях, учебных заведениях, которых знает и уважает молодежь, рассказывать правду о манипуляциях, на которые идут компании для вербовки нового поколения пользователей табака. Мы должны дать молодежи силы и умения сопротивляться большому табачному бизнесу, разоблачая ложь и отказываясь от его продукции.
|