В Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Удмуртской Республике» поступают многочисленные обращения граждан по вопросам покупки мобильных телефонов, смартфонов (технически — сложный товар) по потребительскому кредиту. В ходе консультаций (на личном приеме, по телефону) выясняется, что многие потребители покупая данный технически — сложный товар не читают условия договора по потребительскому кредиту на покупку товара, не знакомятся с документами по предоставлению услуг страхования (Страховой полис «Преимущество для техники»), дополнительными услугами «Пакет все включено» и т.д. Придя домой изучив внимательно документы, которые потребитель подписал на приобретение технически сложного товара, потребитель начинает осознавать, что договор потребительского кредитования заключил на высокую процентную ставку, помимо договора подписал заявление о страховании жизни, в том числе оплатил услуги пакета «Все включено» (которые фактически ему не нужны), кроме того оплатил в двойном размере сумму за сим — карту (например: вместо 300 руб.00 коп., оплатил 600 руб. 00 коп.) и т.д.
На основании вышеизложенного Уважаемые потребители!
1. Покупая технически сложный товар (смартфоны, мобильные телефоны) в кредит, прежде чем подписывать договор потребительского кредитования, заявление о страховании жизни, услуги страхования по защите смартфона, мобильного телефона, документы на дополнительные услуги при покупке товара внимательно читайте условия договора, подписав договор Вы соглашаетесь с условиями потребительского договора, с услугами страховании жизни и с услугами страхования приобретённого товара, которые продавец Вам предлагает при покупке технически сложного товара.
2. При приобретении товара обратите внимание какие дополнительные услуги предлагает Вам продавец с товаром (например, это может быть страхование нового вашего смартфона — телефона, услуги пакет «все включено», пакет «Программного обеспечения» клубные бонусные карты и т.д.).
Прежде чем соглашаться на данные услуги оцените свои финансовые возможности, подумайте, а нужны ли Вам дополнительные услуги к новому приобретенному товару. В случае если вам продавец говорит о том, что, например, Смартфон без дополнительных услуг (страхования смартфона и клубной карты) не продается, данные действия не законны и противоречат законодательству в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», №2300-1 от 07.02.1992 года, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
3. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (Закон о защите прав потребителей), до сведения потребителей своевременно доводится необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность их правильного выбора. Приобретая смартфон или мобильный телефон внимательно ознакомьтесь с информацией о товаре. Информация о товаре должна содержать (ст. 10 Закона о защите прав потребителей):
— сведения об основных потребительских свойствах смартфона, мобильного телефона,
— цену в рублях и условия приобретения смартфона, мобильного телефона,
— гарантийный срок,
— правила и условия эффективного и безопасного использования смартфона, мобильного телефона,
— срок службы,
— наименование изготовителя (адрес местонахождения), указанная информация предоставляется потребителю при приобретении смартфона, мобильного телефона в технической документации товара (например: правила эксплуатации товара, технический паспорт, и т.д.).
При покупке бывших в употреблении сотовых телефонов продавец обязан предупредить потребителя о недостатках телефона, если такие имеются, и передать прилагаемые к телефону документы (инструкция, паспорт, гарантийный талон, если таковой имеется).
4. Недостаток товара — несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора при их отсутствии или неполноте обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при продаже товара по образцу и (или описанию). В случае приобретения смартфона с недостатками или недостаток обнаружен в течение гарантийного срока или двух лет с момента покупки следует иметь ввиду, что cсогласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (более 45 дней);
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
5. Обратите внимание! Сотовый телефон (смартфон) надлежащего качества не подлежит обмену или возврату в течение 14 дней, т.к. относится к группе технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.) Поэтому покупая сотовый телефон (смартфон) необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии и нём недостатков, либо если при покупке (т.е. в момент заключения договора) не предоставлена полная и достоверная информация о товаре.
|