Site icon Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике

Транспортные услуги

Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляютнормы общегражданского законодательства. Отношения между перевозчиком и 

гражданином- потребителем регулируются и Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., 2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей).

В Гражданском Кодексе  РФ (далее — ГК РФ) нормы, регулирующие перевозку, содержаться в главе 40, где определяется понятие договора перевозки, его виды, права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора. 

Ст.784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта  определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.  

К числу действующих в настоящее время относятся:

Местными органами власти принимаются различные правила в сфере регулирования городского транспорта: правила пользования метрополитеном, трамваем, троллейбусом, автобусом и т.д.

Пассажир — лицо, совершающее поездку в транспортном средстве по предъявлении проездных документов.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Проводники пассажирских поездов дальнего следования, бортпроводники речного, морского и авиатранспорта обязаны проходить профилактические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и иметь личную медицинскую книжку.

Оказание услуг железнодорожным транспортом железнодорожные перевозки

Выступая в роли потребителя транспортных услуг, пассажир как субъект договора присоединения остается в определенной зависимости от транспортного предприятия и нуждается в четкой защите своих прав, вытекающих из договора перевозки. В области отношений по договору перевозки пассажира обеспечение баланса интересов обеих сторон определяется спецификой публичного договора и договора присоединения. С одной стороны, транспортное предприятие не вправе отказать пассажиру в заключении договора перевозки, с другой — пассажир вынужден подчиняться условиям, диктуемым перевозчиком. В связи с этим Гражданский кодекс РФ, Закон РФ о защите прав потребителей  транспортные уставы, правила и кодексы, защищают интересы и пассажира — потребителя, определяя его основные права и предусматривая ответственность перевозчика в случаях нарушения этих прав.

Особенностях защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг говорится, в Правилах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. 

№111 «Оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», (далее – Правила оказания услуг). 

В соответствии со ст.10 Закона о защите прав потребителей и согласно п.6 указанных Правил  оказания услуг Перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) полной и достоверной информации, в том числе:

При проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки.

Информация, предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика — дополнительно на государственных языках субъектов РФ и других языках народов РФ с учетом интересов населения.

Ответственность за нарушение права потребителей на информацию

В ст.12 Закона о защите прав потребителей  установлена ответственность исполнителя,  за ненадлежащую информацию о выполнении работ и оказании услуг.

Согласно указанной статье, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. При этом если договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

Исполнитель, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об  услуге, несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителей, за недостатки работы или  услуги, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о защите прав потребителей, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках  услуги.

Таким образом, речь идет о специальной гражданско-правовой ответственности организации или индивидуальных предпринимателей за правонарушения в этой области. Ответственность работников организаций за соответствующие правонарушения регулируется трудовым, административным и уголовным законодательством.

Под недостаточно полной информацией следует понимать отсутствие какого-либо элемента информации из перечня обязательной информации, предусмотренного п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, под недостоверной информацией — несоответствие предоставленной информации фактическим данным.

Согласно п.4 Правил оказания услуг, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом — билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Заключение договора перевозки грузобагажа и его сдача перевозчику удостоверяются грузобагажной квитанцией, заключение договора перевозки — грузотранспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцией о приеме груза.  За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 УЖТ). За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.

Ответственность перевозчиков за несохранность груза или багажа при внутренних перевозках на различных видах транспорта и особенности предъявления претензий.

Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Срок предъявления претензий к перевозчику, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней (ст.123 УЖТ).

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передается, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии — отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Форма претензии произвольная, но ней надо указать обстоятельства произошедшего (например, в чем заключались недостатки услуги), сослаться на документы, подтверждающие оказание услуг, и предъявить перевозчику соответствующее требование.

Отправляясь в командировку или тем более в туристическую поездку с семьей, не лишним будет знать какими правами обладает потребитель при взаимоотношениях с авиакомпаниями в случае задержки рейса, что не редкость для большинства авиакомпаний. Главное, что нужно помнить независимо от причины задержки рейса (снегопад, туман, технические неисправности самолета и др.), — у Вас есть права, реализация которых позволит вам снизить негативный эффект таких обстоятельств.      

Перевозчик обязан довести до сведения потребителей:

Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ). Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п.2 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). 

В соответствии со ст.106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Ответственность перевозчика за не предоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Во время путешествия на самолете с собой можно брать любые вещи, за исключением веществ и предметов, классифицируемых в международной практике как опасные. Их полный перечень приводится в авиабилете.

В соответствии  п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются:

Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира.

Exit mobile version