Site icon Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике

Продажа товаров дистанционным способом

Ст.26.1 Закона РФ  «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1  предусмотрено несколько вариантов приобретения товаров, каждый из которых может быть охарактеризован как дистанционный способ продажи товара. Согласно указанной статье договор розничной купли-продажи может быть заключен следующими способами:

При продаже товара дистанционным способом продавцом до заключения договора потребителю должна быть предоставлена следующая информация:

Вся вышеизложенная информация в соответствии с п.3 ст.26.1 Закона о защите прав потребителей должна быть предоставлена покупателю в момент доставки товара в письменной форме. Кроме того, покупателю должны быть предоставлены в письменной форме сведения о порядке и сроках возврата товара.

В соответствии с п.4 ст.26.1 Закона о защите прав потребителей покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.

Речь идет не о выявлении ненадлежащего качества товара, а просто о желании потребителя вернуть товар продавцу. При этом неважно, что именно послужило причиной отказа потребителя от приобретенного товара.

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Таким образом, независимо от того, знал ли потребитель о своей возможности возвратить товар продавцу в течение определенного времени или продавец сообщил о такой возможности устно, в случае отсутствия письменной информации потребитель имеет право возвратить товар в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Однако возврат товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом продажи, возможен при соблюдении следующих условий:

  1. Должны быть сохранены товарный вид товара, его потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Так же как и во всех других случаях предъявления покупателем определенных требований продавцу, отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Такими доказательствами могут служить и предложение, направленное потребителю продавцом в виде рекламного проспекта, буклета, каталога, а также какая-либо переписка с продавцом по вопросам приобретения товара, свидетельские показания и т.п. Несмотря на то, что законодатель допускает предъявление каких-либо требований продавцу без документов, подтверждающих факт и условия покупки, все же рекомендуется после приобретения товара сохранять кассовые и товарные чеки. Это упростит и ускорит удовлетворение продавцом требований потребителя.
  2. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. В данном случае сложно разграничить приобретение товара от его создания, поскольку наличие в товаре каких-либо индивидуальных характеристик, которые могут быть использованы только приобретающим его лицом, фактически означает, что товар создавался по заказу этого лица. Следовательно, речь идет уже не о купле-продаже, а о выполнении определенных работ, услуг по заказу потребителя на создание определенной вещи. У потребителя останется право доказать, что вещь не является индивидуально определенной и может быть использована другими лицами.
  3. В случае отказа потребителя от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, продавец обязан вернуть потребителю денежные средства, уплаченные за такой товар, но при этом в соответствии с п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей он вправе удержать расходы на доставку от потребителя возвращенного товара.

Срок удовлетворения требования потребителя о возврате товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом продажи, — не позднее 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Законодатель не указывает форму, в которой должно быть сделано заявление о возврате товара, лучше, если оно будет сделано в письменной форме, поскольку в этом случае потребителю не придется доказывать факт и время предъявления требования продавцу.

Exit mobile version