Покупка хорошей обуви — настоящая победа, одержать которую можно, лишь следуя определенным правилам. Взаимоотношения, возникающие при покупке обуви между покупателем (потребителем) и продавцом или/либо изготовителем регулируется Законом «О защите прав потребителей» №2300-1 от 7 февраля 1992 г. (далее — Закон о защите прав потребителей), другими нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ.
Как покупать обувь?
Придя в магазин или на рынок, с целью приобрести обувь, покупатель должен для себя решить, какую обувь он хочет приобрести. Например:
- по назначению: повседневная, модельная, спортивная, лёгкая, домашняя;
- по половозрастной принадлежности: мужская, женская, мальчиковая; девичья, для школьников, дошкольная;
- по видам обуви: сапоги, полусапоги, сапожки, полусапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалеты и туфли летние, сандалии и туфли комнатные;
- по признакам сезонности потребления;
- по видам используемых материалов.
Продавец долженрассказать покупателю об особенностях приобретаемой обуви (далее — товар) и предоставить информацию о данном товаре. В соответствии с действующими в России законодательными актами и стандартами покупателю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре. Информация доводится до сведения покупателя на русском языке, информация в обязательном порядке должна содержать (п.2 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1):
- сведения об основных потребительских свойствах обуви;
- цену в рублях и условия приобретения обуви;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (изготовителя продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера и т.д.
При выборе обуви стоит обратить внимание на имеющуюся информацию, наносимую на потребительскую упаковку и товар. Обязательные требования к предоставлению информации регламентированы Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, ГОСТ 7296-81 «Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». Текст на потребительской упаковке, товаре, листе-вкладыше наносится на русском языке типографским способом.
При продаже обуви покупателю вместе с товаром в обязательномпорядке выдается кассовый и (или) товарный чек с обозначениемреквизитов предприятия, даты покупки и цены.
Возврат денег за качественную обувь?
Бывают случаи, когда Покупатель купил сапоги, туфли, кроссовки и т.д., пришел домой, померил их перед зеркалом и понял, что погорячился: обувь не подходит по размеру, цвету, фасону… Что в данном случае делать?
При покупке обуви надлежащего качества, но не подошедшей по форме, размеру, фасону, расцветке, нужно помнить, что у Покупателя есть право на ее обмен в течении 14 дней, не считая дня покупки. Данное положение действует при условии, что обувь не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае, если нужная обувь отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата обуви.
Приобрели обувь с недостатками как поступить?
В случае если покупатель приобрел обувь и обнаружил недостатки, которые не были оговорены продавцом, то покупатель вправе (ст. 18 Закона о защите прав потребителей):
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Решив защищать свои права, первое, что покупателю нужно будет сделать — это обратиться к продавцу и сообщить ему о выявившихся недостатках. Если на устное замечание покупателя продавец не реагирует, то самым правильным шагом в защиту своих прав — будет составление претензии на имя продавца. Претензия должна составляться в двух экземплярах. Один образец передается продавцу, а на другом продавец должен сделать отметку о принятии претензии. Если продавец отказывается принять претензию, то покупателю необходимо отправить данную претензию по почте заказным письмом с уведомлением. Копию чека и фирменную упаковку (доказательства факта покупки обуви в данном магазине) возвращать только при полном удовлетворении требования покупателя. Если между Покупателем и продавцом возник спор о причинах возникновения недостатка товара, то продавец обязан провести экспертизу. Потребитель вправе присутствовать на экспертизе. Если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не несет ответственности, расходы на проведение экспертизы товара лягут на покупателя. В случае отказа продавцом проведения экспертизы покупатель вправе провести независимую экспертизу и если результатами экспертизы будет доказано что товар ненадлежащего качества, то покупатель вправе потребовать возмещения расходов по проведению независимой экспертизы с продавца.
Если продавец откажется выполнить требования потребителя, то потребитель (покупатель) вправе обратиться в суд. Перед обращением в суд необходимо:
- убедиться в соответствии требований действующему законодательству в сфере защиты прав потребителей;
- представить доказательства правоты и реальность требований;
- собрать документы, подтверждающие нарушение прав, в том числе экземпляр претензии с отказом выполнить требования (если таковой имеется);
- продумать, кто может быть свидетелем;
- необходимо составить исковое заявление.