Site icon Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике

Рекомендации по режиму дня школьника

    Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером

    Для поддержания здоровья и сохранения работоспособности обучающихся необходима рациональная организация режима дня.

    В режиме дня школьника должны обязательно предусматриваться: регулярный прием пищи, дневной сон для обучающихся начальных классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа, широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, отдых на свежем воздухе и ночной сон.

    С утра обязательно надо уделить 10-15 минут зарядке. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Заниматься, по возможности лучше в трусиках и тапочках, чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему. После гимнастики проводятся водные и гигиенические процедуры в виде обтираний или обливаний. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

    Рацион питания школьника должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Рекомендуется 4-5-разовое питание. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4-х часов.

    После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:

    — до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

    — перед самоподготовкой в течение часа.

    Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.

    При выполнении обучающимся домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации:

    — приготовление уроков проводить в помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

    — начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

    — ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 ч., в 4-5 классах — 2 ч., в 6-8 классах — 2,5 ч., в 9-11 классах — до 3,5 ч.

    — предоставлять по усмотрению обучающегося очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

    — проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты.

    Школьнику необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний.

    Примерные нормы ночного сна для школьников:

    1-4 классы – 10-10,5 часа,

    5-7 классы – 10,5 часа,

    6-9 классы – 9–9,5 часа,

    10-11 классы –8–9 часов.

    Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

    — ложиться спать в одно и то же время;

    — ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

    — сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

    Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.

    Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при различной напряжённой умственной деятельности. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

    Также, современное обучение школьников не обходится без компьютера как на учебе, так и дома.

    В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VII классов – 20 минут, для учеников VIII-IXклассов – 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.

    Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

    для обучающихся II-V классов – не более 60 минут;

    для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.

    При этом время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для II-V классов и 15 минут для учащихся более старших классов.

    Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

    Основные правила при работе за компьютером:

    1. Работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом.

    2. Проводить за компьютером не более трех часов в день.

    3. Каждые 15 минут делать гимнастику для глаз.

    4. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника.

    5. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

    6. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

    После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления

    Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:

    · Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.

    · Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.

    · Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.

    · Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4 — 5 раз

    · В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.

    Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

    Exit mobile version