Близорукость, выявленную у детей школьного возраста, называют школьной. В России на сегодняшний день близорукость имеется у 25–30 % учащихся.
Как правило, ее появление совпадает по срокам с началом школьного обучения. Особенно быстро она развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет в переходном возрасте.
Основными отрицательными факторами в развитии близорукости являются:
- недостаточная освещенность в школе и дома при зрительной работе;
- низкое качество печатных изданий;
- несоответствие школьной мебели росту ребенка;
- неправильная осанка во время занятий;
- нерациональный режим дня ребенка;
- отсутствие зрительных пауз во время учебного процесса;
- нерегулярные занятия физкультурой;
- избыточное времяпровождение у телевизора и компьютера;
- чрезмерная загруженность детей дополнительным образованием.
На профилактику нарушений зрения направлено соблюдение требований к освещенности в учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам освещенность на рабочих местах должна составлять 300 люкс.
Высокий уровень освещенности необходимо соблюдать и в домашних условиях при выполнении учебных заданий, чтении, рисовании. Помимо общей освещенности, необходима локальная освещенность тетради, книги при помощи настольной лампы с абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Свет должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света обязательно должен находиться спереди и слева (для леворуких детей справа).
Не менее важным фактором профилактики возникновения нарушений зрения является правильная посадка учащихся и использование удобной мебели, соответствующей росту, позволяющие обеспечить правильное расстояние от глаз до рабочего объекта.
Детей с пониженной остротой зрения рассаживают на ближние к классной доске парты, находящиеся у окна. Учащимся с коррегированной остротой зрения можно сидеть за 2-3-й партой.
Книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки.
Между занятиями рекомендуется проводить упражнения для расслабления аккомодации. Если у ребенка хорошее зрение, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 мин, при слабой близорукости — каждые 30 мин, средней и высокой — 10–15 мин.
Приготовление домашних заданий тотчас после школы усугубляет усталость глаз, накопившуюся после занятий в школе. Для восстановления работоспособности, в том числе снятия зрительного утомления, должен быть организован отдых длительностью не менее 2 часов с максимальным пребыванием на свежем воздухе.