Site icon Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике

ПАМЯТКА: Защита прав потребителей досудебном и судебном порядке

Закон «О защите прав потребителей» № 2300 — 1 от 07.02.1992 года предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке


Внесудебный порядок Законом «О защите прав потребителей» такой порядок не предусмотрен, за исключением двух случаев, прямо указанных в других законах. В частности, претензионный порядок разрешения спора необходимо соблюсти в случае спора с оператором связи, вытекающего из договора об оказании услуг связи и в случае спора в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
При этом следует учитывать, что, не обращаясь предварительно (претензией) к продавцу изготовителю, потребитель ухудшает свое положение. Он лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные Законом о защите прав потребителей если продавец изготовитель и исполнитель отказывает в удовлетворении потребителя. Таким образом, прежде чем обратиться в суд с целью решения спорного вопроса в сфере защиты прав потребителей рекомендуем соблюдать претензионный порядок (т.е. написание претензии).


Претензия — это документ, который содержит требования потребителя, недовольного качеством товара, услуги или работы, считающий, что его права нарушены.
Претензия пишется в произвольной форме.
Есть только обязательные пункты, которые потребитель должен указать:
1. В претензии указывают данные адресата и свои контакты.
2. Описывают приобретенный товар или оказанную услугу (подробно расписывают наименование продукции, его марку, дату приобретения и стоимость). В произвольной форме излагают свои претензии к продукции или работе (услуге).
3. Предъявляют конкретные, четко обоснованные законодательством требования к продавцу (изготовителю) исполнителю, применяя Закон о защите прав потребителей.
4. Вручение адресату претензию можно вручить несколькими способами:
— передать лично в руки или представителю (при этом на втором экземпляре потребителя указывается Ф.И.О. дата приема и желательно печать организации);
— отправить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением.


В случае почтового отправления сохраняют все чеки и уведомления об отправке. Претензию составляют в двух экземплярах, первый из которых отправляется по назначению (местонахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, второй остается на руках).
В случае отказа продавца (изготовителя) исполнителя в удовлетворении требования потребителя указанной претензии. С целью защиты своих нарушенных прав потребитель вправе обратиться в Суд (судебный порядок).


Судебный порядок в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ч.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ защита прав потребителей осуществляется судом. Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах РФ определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей».
При подаче искового заявления в Суд общей юрисдикции следует учитывать:
1. Иск в защиту прав потребителя освобождается от оплаты госпошлины в силу п.3 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если цена иска не превышает одного миллиона рублей 00 копеек.
2. Исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано по выбору истца:
— по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
— по месту жительства или пребывания истца;
— месту заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
3. Первого октября 2019 года в Гражданско — процессуальный кодекс РФ внесены изменения:
3.1. Копии искового заявления, истцу нужно направлять другим лицам, участвующим в деле (вместе с копиями документов, которых у них нет). Ответчику направляете (либо по почте, либо наручно):
— Исковое заявление
— Копии документов (претензии, договор, ответ ответчика и т.д)
— Если отдаете ответчику в руки на Вашем экземпляре они должны поставить принято подпись и печать.
Документы, подтверждающие отправку, следует приложить к исковому заявлению при его подаче в суд.
3.2. В Суд истец (потребитель) предоставляет:
— Исковое заявление,
— Копии документов (претензии, договор, ответ ответчика и т.д.)
— Подтверждение того что документы (исковое, копии документов) направлены ответчику.


Обратите внимание!
1. С целью оказании консультационной помощи в составлении проектов претензий, проектов исковых заявлений ВЫ можете обратиться в Консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей адрес местонахождения: 426033, г. Ижевск, ул. Кирова д. 46 каб. 43 тел: 504- 554
2. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов потребителей по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей (ст. 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 46 ГПК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, специалисты Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе суда или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей (ст. 47 ГПК РФ).


Exit mobile version