Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в сфере защиты прав потребителей за 6 месяцев 2023 года
25.07.2023
В Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) по вопросам защиты прав потребителей в 1 полугодии 2023 года поступило 1544 обращений (62% от общего количества обращений).
Наибольшее количество обращений составили жалобы о нарушениях прав потребителей в сфере розничной торговли, удельный вес таких обращений – 56%, по вопросу нарушений в сфере оказания услуг — 44%.
Основная часть обращений на нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли приходится на реализацию продовольственной группы товаров и продаж товаров дистанционным способом.
Вопросы нарушений в сфере услуг:
— финансовые — 130 обращений, что составило 19% от обращений в сфере услуг;
— связи – 93 (13,6%);
— ЖКХ –203 (29,7%);
— бытовые – 84 (12,3%);
— транспортные -36 (5,3%).
По результатам рассмотрения обращений всем заявителям даны разъяснения законодательства и алгоритма действий, в том числе, в случае защиты их нарушенных прав в суде. Кроме того, часть письменных обращений (345 обращений или 22,4%) направлена на рассмотрение в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по результатам рассмотрения обращений граждан объявлено хозяйствующим субъектам 306 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей.
За 6 месяцев 2023 года в области защиты прав потребителей Управлением проведено 932 профилактических мероприятий для субъектов предпринимательской деятельности, из них: профилактических визитов — 74, мероприятий по информированию и консультированию представителей бизнес сообщества — 432.
Специалистами Управления было возмещено имущественного вреда потребителям в результате нарушений обязательных требований в области ЗПП (досудебный порядок) в размере 738600 тыс. руб. в том числе 20000 тыс. руб. морального вреда.
Управления подано 46 исковых заявлений в пользу потребителей (АППГ-23) из них в защиту конкретных потребителей -19, процент дел, по которым приняты решения в пользу потребителей, остается стабильно высоким — 90 процентов.
По решениям суда в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 319800 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда – 12000 тыс. руб.
Управлением проводится мониторинг поступающих обращений граждан в ГИС МТ «Честный знак». По результатам поступивших 9 обращений граждан с жалобами на реализацию непродовольственных товаров без маркировки средствами идентификации объявлено 7 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, по результатам рассмотрения 2 обращений факты не подтвердились.
Кроме того, во исполнение плана основных направлений деятельности Управления специалистами проведено 111 контрольных (надзорных) мероприятий в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований при использовании ГИС МТ по отклонению «Повторные продажи у одного продавца». По результатам проведенных мероприятий продавцам объявлено 107 предостережения о необходимости соблюдения обязательных требований, а также подано 4 исковых заявления в защиту неопределенного круга потребителей с требованиями прекращении реализации товаров в нарушении действующего законодательства в сфере маркировки товаров средствами идентификации.
Управлением совместно с МФЦ продолжена работа в части оказания консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей. За 6 месяцев 2023 года разъяснения получили более 20 человек, в средствах массовой информации размещено 629 материалов и сюжетов, разъясняющие права граждан при приобретении товаров и услуг.
Управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.