Всемирный день прав потребителей, который отмечается 15 марта 2019 года, будет хорошим поводом, еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.
Популярные потребительские смарт — устройства – это смартфоны, игровые приставки, смарт-телевизоры, приборы слежения за состоянием здоровья (трекеры), электронные игрушки, смарт- часы.
Смарт-устройства — представляют собой электронные устройства, как правило, связаные с другими устройствами или сетями с помощью различных беспроводных протоколов, таких как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, и так далее, которые могут работать несколько в интерактивном режиме и автономно.
Таким образом, общим для всех устройств, названия которых, мы (потребители) произносим с добавлением слова смарт, является обилие выполняемых функций и возможность их расширения за счет установки новых приложений.
Такая возможность обусловлена тем, что устройства работают под контролем мобильных операционных систем.
При приобретении Смарт — устройств следует учитывать внешний вид устройства, наличие нужных разъемов, работоспособность устройства.
Когда товар уже выбран, нужно внимательно его осмотреть, проверить работу, комплектность. В наличие смарт — устройств должны быть правила эксплуатации и гарантийный талон на русском языке (согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей №2300 -1 от 07.02.1992 года).
Приобретать смарт-устройства лучше в крупных, зарекомендовавших себя магазинах. Перед покупкой просите от продавца предоставления необходимой и достоверной информации о товаре, а после покупки – кассовый чек.
Обратите внимание! При покупке смарт — устройств необходимо знать, если смарт-устройство не подошло по форме, габаритам, размеру, комплектации или другим параметрам, то такой товар не подлежит возврату или обмену. Данные товары являются технически сложными. Поэтому, вернуть данный товар в магазин можно только если в товаре выявились недостатки, или при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Продавец обязан передать потребителю товар (смарт — устройство), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве смарт устройства, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых такого рода обычно используется.
При продаже смарт -устройства по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Таким образом при передаче смарт -устройства потребителю, продавец (изготовитель, индивидуальный предприниматель) отвечает за качество проданного товара (основание ст. 4 Закона о защите прав потребителей № 2300-1 от 07.02.1992 года)
Если в смарт — устройстве выявлен недостаток (производственный), то вернуть его можно только в первые пятнадцать дней, по истечении данного срока потребитель имеет право на гарантийный ремонт, при этом следует учесть, что по истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев (основание ст.18 Закона о защите прав потребителей):
— обнаружение существенного недостатка товара (смарт- устройства);
— нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (смарт — устройства) более 45 дней ;
невозможность использования товара (смарт — устройство) в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Всемирный день прав потребителей – это повод задуматься об уровне безопасности умной электроники. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (смарт- устройства и их работоспособность) при обычных условиях использования, были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред имуществу потребителя (основание ст.7 Закона о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992 года).
Обратите внимание! Для более безопасных смарт — устройств дома и безопасного интернета, берегите все подключенные устройства и защитите их от вторжений хакеров. В любом случае осторожность никогда не бывает лишней.
Примеры: Чего боятся потребители при использовании смарт — устройств:
— утрата личных данных при краже смартфонов,
— мошенничество при осуществлении покупок с помощью смарт — устройств в сети Интернет,
— взлом банковских счетов,
— получение личных персональных данных потребителя,
— вирусы, требующие выкуп за разблокировку смарт — устройства.
Примеры: Как потребитель может себя обезопасить при использовании смарт -устройств:
— сканер отпечатка пальца,
— антивирус,
— возможность удалённой очисти памяти устройств,
— возможность шифрования (скрытия) персональных данных,
— использования PIN кода или пароля (код и пароль ни в коем случае не называть посторонним людям).
Удмуртская Республика принимает участие в проведении информационных мероприятий ко Дню защиты прав потребителей. Консультационным центром и пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», совместно с Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республики, будут организованы мероприятия к посвященные этому дню, нацеленные на правовое просвещение и оказание консультационной помощи гражданам, потребителям смарт — устройств, услуг дистанционной торговли, связи и Интернет.