Ежегодно 15 марта мировой общественностью отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день в 1961 году в Конгрессе США выступил Президент США Джон Ф. Кеннеди с речью, в которой впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.
Россия впервые отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Но официально начало ему было положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерации во Всемирную Организацию Союза потребителей.
Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International — CI) определяет тематику этого дня. Так, например, в 2021 году праздник проходил под девизом «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами», в 2022 году «Справедливые цифровые финансовые услуги».
В 2023 году CI объявила, что девизом Всемирного дня потребителей станет — «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии и продукции» в качестве глобальной темы. В условиях самого серьезного кризиса стоимости жизни за последнее поколение и в условиях, когда энергетический мир резко реагирует на проблемы с поставками и изменением климата, мы должны сыграть ключевую роль в обеспечении справедливого перехода для потребителей.
Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике совместно с органами власти и общественными организациями в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей реализуется цикл мероприятий по пропаганде и разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей, нацеленных на правовое просвещение и оказание помощи гражданам.
Программа мероприятий включает семинары различных форматов, работу «горячей линии» по вопросам в сфере защиты прав потребителей, чтение лекций в университетах и проведение специальных уроков в школах. Непосредственно в День защиты прав потребителей — 15 марта состоится личный прием граждан руководителем Управления, пройдет «День открытых дверей для предпринимателей» в здании Управления, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР», в офисах МФЦ. В рамках месячника будет организовано консультирование населения, в том числе уязвимых категорий граждан, по вопросам в сфере защиты прав потребителей и качества продукции на крупных торговых площадках республики. Все эти мероприятия направлены на расширение знаний людей о собственных правах в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике напоминает, что консультации специалистов Управления и его территориальных отделов по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефонам:
г. Ижевск – 8 (3412) 22-23-06 доб. 111, 113, 107, 102.
г. Воткинск – 8 (341-45) 5-18-34
г. Глазов – 8 (341-41) 2-79-62
г. Можга – 8 (341-39) 3-25-75
г. Сарапул – 8 (341-47) 4-01-69
пос. Игра – 8 (341-34) 4-17-75
пос. Ува – 8 (341-30) 5-12-96
Телефон Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» — 8 (3412) 50-45-54, 89225253465.
Телефоны консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике»:
в г. Глазове — 8 (341-41) 2-84-37
в г. Сарапуле — 8 (341-47) 4-03-93
в г. Воткинске — 8 (341-45) 5-00-50
в г. Можге — 8 (341-39) 3-22-14, 3-16-02
Управление также напоминает о работе государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zpp.rospotrebnadzor.ru/. На портале можно ознакомиться с нормативной базой по защите прав потребителей, включая международные и региональные нормативные правовые акты, с информацией о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, в блоке «Справочная информация» размещены памятки и алгоритм действий потребителя при возникновении спорных ситуаций в различных сферах потребительского рынка, представлены образцы претензионных и исковых заявлений.