Site icon Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике

«Как собрать ребенка в школу?» — информационный материал в газете «Можгинские вести» с участием специалиста Управления Роспотребнадзора

    ТЕКСТ МАТЕРИАЛА:

    Как собрать ребенка в школу? 

    В преддверии нового учебного года главный специалист – специалист территориального отдела  Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге Анна Разживина напоминает родителям и учителям, как собрать школьника, чтобы «ноша была посильной». Разговор пойдет о выборе школьного рюкзака, согласно норм и правил. 

    Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.

    Маркировка портфелей, рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

    Вес школьных ранцев без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

    Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

    Требования, предъявляемые к размерам ранцев для обучающихся начальных классов, следующие:

    — длина (высота) – 300 – 360 мм,

    — высота передней стенки – 220 – 260 мм,

    — ширина – 60 – 100 мм,

    — длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм,

    — ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 — 450 мм) – не менее 35 – 40 мм.

    Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

    для учащихся 1 — 2-х классов — 1,5 кг; 3 — 4-х классов — 2 кг; 5 — 6-х классов — 2,5 кг; 7 — 8-х классов — 3,5 кг; 9 — 11-х классов — 4 кг.

    В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

    Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, простым в чистке и уходе, чтобы при необходимости его можно было легко помыть.

    О выборе школьно-письменных принадлежностей

    Скоро новый учебный год и для родителей встает вопрос приобретения школьно-письменных принадлежностей для своих детей, правильный выбор которых позволит ребенку безопасно и комфортно использовать их в процессе обучения.

    К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары:

    ·        ручки,

    ·        маркеры,

    ·        линейки,

    ·        карандаши,

    ·        резинки канцелярские,

    ·        тетради, дневники,

    ·        кисти и другие аналогичные изделия, заявленные изготовителем как предназначенные для детей и подростков.

    Требования к школьно-письменным принадлежностям установлены следующими нормативными актами:

    Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

    Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,

    Технический регламент ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС).

    При покупке школьно-письменных принадлежностей, особое внимание уделяйте наличию маркировки, которая наносится на изделие (этикетку, упаковку, листок-вкладыш и т.д.), и обязательно должна содержать следующую информацию на русском языке:

    ·        наименование страны, где изготовлена продукция;

    ·        наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;

    ·        наименование и вид (назначение) изделия;

    ·        дата изготовления;

    ·        единый знак обращения на рынке;

    ·        срок службы продукции (при необходимости);

    ·        гарантийный срок службы (при необходимости);

    ·        товарный знак (при наличии).

    Любые школьно-письменные принадлежности должны быть безопасны для здоровья ребенка по органолептическим и санитарно-химическим, показателям.

    Интенсивность запаха изделий должна быть минимальной (не превышать 2 баллов).

    Изделия не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия.

    Для изготовления тетрадей школьных и общих, для записи слов, для нот, дневников школьных используется бумага писчая, а также другие виды плотной полиграфической бумаги с определенной массой. Применение глянцевой бумаги не допускается. Толщина линий, образующих строки и клетки, должна быть 0,1–0,4 мм в зависимости от вида линовок.

    Для производства альбомов, папок и тетрадей для рисования используется бумага рисовальная; альбомов и папок для черчения – бумага чертежная.

    В зависимости от материалов, применяемых для изготовления стержней, карандаши подразделяются на чернографитные и цветные.

    В соответствии с нормативными документами школьные чернографитные карандаши по степени твердости должны быть в диапазоне 3М –ТМ, с диаметром карандаша от 5 до 6,4 мм и длиной от 11,2 см до 17,7 см. Цветные карандаши по степени твердости должны быть в диапазоне 4М-2М, с диаметром от 6,4 мм до 8,2 мм и длиной от 8,8 см до 17,7 см.

    Чернографитные карандаши могут изготавливаться с резинкой. Длина карандаша с резинкой не должна превышать 19 см.

    «Горячий» контроль продолжается

    Традиционно в начале учебного года у родителей возникает масса вопросов по теме организации питания в школах. Специально для них мы взяли интервью у главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге Анны Разживиной. 

    — Расскажите, как обстоят дела с волнующей для родителей темой у нас?

    — Переживать не стоит. Можгинский территориальный отдел не первый год ведёт надзор по теме организации горячего питания среди обучающихся первых-четвёртых классов. Мы контролируем 107 образовательных учреждений. Во все заведения наши специалиты произхводят профилактические визиты с лабораторным контролем, а также проверяют организаторов и поставщиков питания. Что входит в наши обязанности? Мы исследуем обеды на калорийность, микробиологические показатели, температуру подаваемых блюд, соответствие примерного меню фактическому; смывы на санитарно-паразитологические показатели, проверяем продукты питания, поступившие на пищеблоки школ и многое другое.

    — Выявляются ли какие-то нарушения? Если да, то какого характера?

    — Конечно. Из 107 объектов нарушения были выявлены в 96 школах — 155 нарушений. Всем выданы предписания об устранении. В основном страдает организация питания: умывальные перед обеденным залом не обеспечены горячей водой, фактический рацион для детей 7-11 лет на осенне-зимний период не соответствует требованиям, или же в полной мере не выполняются нормы питания по продуктам, и многое-многое другое. Хочется отметить, что практически в каждом районе есть школьники с заболеваниями ЖКТ, в особенности, сахарным диабетом и их количесвто растет с каждым годом.

    — Что делать с такими школьниками?

    — Для детей с сахарным диабетом, целиакией разрабатывается цикличное меню с учетом имеющейся у ребенка патологии. Но, к сожалению, ни в районах, ни в городе такого меню нет, потому что эти условия необходимо учитывать при заключении контрактов с организаторами питания и поставщиками. Школам необходимо поработать над этим!

    — Есть какие-то общие рекомендации для работников питания в школах?

    — Обязательно нужно проводить производственный контроль, в том числе, измерять температуру подачи блюд. Поступают жалобы от родителей, что их детям приходится кушать холодную еду, или же наоборот горячую. Также зачастую дети не успевают спокойно пообедать, поэтому время приёма пищи должно варьироваться в пределах 20 минут. Кроме этого, в образовательных организациях (школы, сады) с 1 марта приготовление салатов и холодных закусок из сырых овощей допускается только из овощей свежего урожая. Прошлогодние же могут использоваться только после прохождения тепловой обработки (варка, запекание и другие способы). Чтобы избежать риска размножения патогенных микроорганизмов в столовой, ежедневно нужно измерять температуру хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании, температуру и влажность — в складских помещениях, где хранятся продукты. Соблюдать режим мытья и обработки столового и кухонного инвентаря. И конечно, в школах не стоит забывать о соблюдении пиьевого режима. 

    — А родительский контроль продолжит работу?

    — Без него никуда. При каждой школе он должен функционировать. Помимо основного контроля, родители при посещении столовой могут поговорить как с детьми, так и с работниками пищеблока. Итогом может являться обращение в адрес администрации школы, операторов питания, органов контроля. Мы, сотрудники Роспотребнадзора, всегда призываем родителей активнее участвовать в решении подобных проблем. Как показывает практика, благодаря этому гораздо быстрее улучшаются условия воспитания и обучения детей!

    А руководителям образовательных учреждений, начальникам отделов образования, главам муниципалитетов рекомендуем не ослаблять контроль за организацией питания, от этого зависит самое дорогое — здоровье наших детей! 

    Exit mobile version