В Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) по вопросам защиты прав потребителей в 1 полугодии 2024 года поступило 1332 обращения (в 2023 году за аналогичный период — 1544 обращения). Наибольшее количество обращений составили жалобы о нарушениях прав потребителей в сфере оказания услуг — 67%, по вопросам нарушений в сфере розничной торговли — 33%.
Основная доля обращений связана с нарушением прав потребителей в следующих сферах:
15% — услуги на финансовом рынке (нарушения при заключении кредитного договора; отсутствие информации о включенных дополнительных услугах в договор; навязывание дополнительных услуг (например, услуги страхования))
11% — услуги связи (о нарушении условий договора (начисление задолженности при расторжении договора, начисление платных услуг); списание денежных средств потребителя за некачественную сотовую связь)
10% жилищно-коммунальные услуги (отключение электроэнергии; отказ в перерасчете; отключение холодного и горячего водоснабжения)
8% культурно-развлекательные услуги (отказ в возврате средств за отмененный концерт)
13% дистанционная продажа товаров (нарушение сроков доставки, отказ в возврате средств за товар надлежащего и ненадлежащего качества)
По результатам рассмотрения обращений всем заявителям даны разъяснения законодательства и алгоритма действий, в том числе, в случае защиты их нарушенных прав в суде. Кроме того, часть обращений (277 обращений или 20,7%) направлена на рассмотрение в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
За 6 месяцев 2024 года в области защиты прав потребителей Управлением проведено 1336 профилактических мероприятий для субъектов предпринимательской деятельности, в их числе: выдача хозяйствующим субъектам 855 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в том числе 104 в рамках рассмотрения обращений), проведение профилактических визитов — 69, проведение мероприятий по информированию и консультированию представителей бизнес сообщества — 412.
В рамках осуществления государственного контроля в области защиты прав потребителей должностными лицами Управления проведено 914 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, в ходе которых выявлено 397 нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей. Управлением в отношении хозяйствующих субъектов составлено 166 протоколов об административной ответственности; в адрес предпринимателей вынесено 116 постановлений о привлечении к административной ответственности: 46 в виде предупреждений, 70 в виде штрафов на общую сумму 1,44 млн. руб.
В суды Удмуртской Республики подано 114 исковых заявлений в пользу потребителей (по нарушениям соблюдения обязательных требований в части маркировки товаров средствами идентификации; по нарушениям Федерального Закона №15 от 23.02.2013г «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а именно продажа табачной и никотинсодержащей продукции менее чем в 100м от образовательного учреждения; блокировка сайтов, реализующих дистанционно табачную и никотинсодержащую продукцию), из них в защиту конкретных потребителей – 5 (по возврату денежных средств за нарушение сроков поставки обоев, за отказ от товара заказанного через интернет, за несвоевременное предоставление туристу визы и договора на оказание туристических услуг). Всего судами удовлетворено 84 исковых заявления, 30 находятся на рассмотрении. По решениям судов в пользу потребителей присуждено 369,8 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда – 16 000 тыс. руб. Специалистами Управления дано 8 заключений по делу, из них рассмотрено и удовлетворено – 2: в пользу потребителей присуждено 253,9 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда – 15 000 тыс. руб.
Работа по защите прав потребителей Управлением продолжается.